Издательский дом «Эспрессо паблишинг»

Настроение дня:
работаем и отдыхаем
под хорошую музыку
регистрация
Войти Забыли пароль?

Вы можете войти через социальные сети

Если у вас нигде нет аккаунта, вам необходимо зарегистрироваться
регистрация нового пользователя
Зарегистрироваться
спасибо за регистрацию
На Ваш email адрес было выслано письмо с логином и паролем для авторизации на сайте
все статьи
Общество
Ручное управление
Инна Савинская
25 июня 2014, 20:03    
485
0
Ручное управление

В России изменяют принципам. Местного самоуправления

Кому читать: всем, кто привык выбирать
Зачем читать: чтобы выбирать избирательно

Один город в Подмосковье сохранит всенародные выборы мэра, обладающего реальными полномочиями. Остальными будут руководить сити-менеджеры. В конце мая депутаты Госдумы ударными темпами (чтобы успеть к сентябрьским выборам) внесли поправки в Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Буквально три дня спустя новые правила формирования органов муниципальной власти ввели и в Московской области. Де-юре реформа местного самоуправления позволяет регионам самостоятельно определять способ избрания глав муниципальных образований. Де-факто легитимизирует отмену выборов мэров. Кроме того, реформа дает субъектам федерации право расширять перечень полномочий муниципалитетов или сокращать его до минимума, прописанного в законе. 

Почему главред "Эспрессо" не голосует на местных выборах

Волшебным пинком в реформировании системы местного самоуправления (МСУ) стало послание президента Федеральному собранию. Глава государства отметил, что районный уровень власти в стране "практически выхолощен, полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы". И призвал создать на местах сильную, независимую и финансово состоятельную власть. Такую, до которой "любой гражданин может дотянуться рукой". Инна Савинская проследила ответную реакцию на призыв президента.

Горизонталь и вертикаль

(Кликните на картинку для увеличения)

Сторонники поправок в закон о местном самоуправлении главным его плюсом считают вариативность (право регионов самостоятельно выбирать структуру МСУ) и деполитизацию местного самоуправления. Оппоненты опасаются, что такая система станет рычагом давления на независимых мэров и инструментом для выкачивания денег из бюджетов их городов.

"Эспрессо"-афоризм:
"Доверие – как почки. Один раз отобьют... и все – трындец" (народная мудрость).

Право выбора

Выбирать или не выбирать мэра в муниципалитетах, теперь решают субъекты федерации. Они же выбирают действующую модель местного самоуправления. Варианты такие.

1. Прямые (всенародные) выборы мэра, который имеет полный набор полномочий по управлению городом.

Графу "против всех" вернут в 2015 году только для муниципальных выборов

2. Всенародные выборы муниципальных депутатов, которые впоследствии изберут мэра сами и из своего числа. При этом мэрские полномочия будут значительно урезаны – он руководит советом депутатов и определяет основные направления развития города. Реальная полнота власти – финансовые рычаги, кадровые вопросы и управления городским хозяйством – будет сосредоточена в руках главы администрации города (сити-менеджера).

3. Всенародные выборы мэра, выведенного из системы исполнительной власти и лишенного собственно управленческих функций. Рулит муниципалитетом в этом случае все тот же сити-менеджер.

4. Всенародные выборы районных депутатов (в случае если город поделен на районы), которые затем делегируют представителей в городскую думу, а те, в свою очередь, выбирают из состава думы мэра. Реальная власть – снова у сити-менеджера.

Порядок слов

Сити-менеджер – наемный управленец, готовый профессионал, имеющий соответствующее образование и опыт работы, деполитизированный (!) хозяйственник. Утверждается на конкурсной основе комиссией, 50% которой назначает губернатор, 50% местный совет депутатов. Нанимается на срок от двух до пяти лет. Сити-менеджер должен ежегодно отчитываться перед органом представительной власти (городской думой/советом депутатов). Два неудовлетворительных отчета автоматически приравниваются к отставке. Также снять сити-менеджера может лично губернатор.

Сиcтема управления в России сегодня настолько вертикализирована, что "один в поле" может только сидеть

Иными словами, для того, чтобы стать мэром, нужно сначала стать муниципальным депутатом. То есть поработать на земле и заслужив авторитет в народе. Принцип парного управления (мэр + сити-менеджер) законотворцы называют двухуровневым или двуглавым. По аналогии с российским гербом.

Выборы

(Кликните на картинку для увеличения)

Аргументы за

Появляются возможности для развития самостоятельности российских регионов.

Сглаживается возможный "конфликт элит" – губернатора и муниципального сообщества.

Возрастают шансы пробиться в местные органы власти для начинающих политиков и независимых общественных деятелей.

Из решения хозяйственных вопросов исчезают политические мотивы.

Почему нужно вводить визовый режим со странами Центральной Азии и Закавказья именно сейчас

Аргументы против

Деперсонифицируется ответственность управленца: формально сити-менеджер не несет ответственности перед жителями города – они его не выбирали и не оказывают никакого влияния на его работу. Уровень доверия наемному управленцу, соответственно, понижается.

Девальвируется собственно институт выборов: если на прямых выборах мэра оппозиция может найти сильного кандидата и подвинуть ставленника правящей партии, то пройти двухступенчатый фильтр при выборах через совет депутатов или городскую думу сможет вряд ли.

Двуглавое правление больше нагружает бюджет. На стадии обсуждения законопроекта против введения института сити-менеджеров выступил Минфин. Он предлагал совместить посты мэра и главы местной администрации, дабы оптимизировать бюджетные расходы.

Управленцы-хозяйственники (читай – принятие бюджетных и финансовых решений) зависят от губернаторов.

Отнять и поделить

Параллельно реформе местного самоуправления Правительство РФ запустило реформу полномочий. В Госдуму внесен законопроект, согласно которому президент и правительство смогут делегировать субъектам федерации полномочия федеральной власти вместе с субвенциями из бюджета. А те, в свою очередь, передавать их муниципалитетам. Или забирать те, что сочтут лишними. В пределах обозначенного законом минимума. "Несгораемый остаток" – 13 пунктов (вместо существующих 44) для сельских поселений и 16 для остальных типов муниципальных образований.

По ряду проблем, весьма чувствительных для муниципалитетов, будет действовать принцип "двойного ключа" – без согласования с субъектом федерации эти вопросы не будут решаться. Например, в Московской области в сферу интересов субъекта федерации попали: утверждение планов размещения и оценка предложений по реконструкции и выдаче разрешений на организацию рынков; полномочия по неразграниченной земельной собственности, разрешенному виду использования земельных участков; инвестиционные программы развития коммунального хозяйства, утверждение схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; согласование генпланов муниципальных образований; утилизация бытовых отходов (чтобы реализовать программу строительства комбинатов по переработке ТБО и закрыть полигоны, которые сейчас переполнены).

Деятельность управляющих компаний будут лицензировать

Окончательные решения по переделу полномочий пока не приняты. Предполагается, что соответствующий законопроект будет внесен в Мособлдуму до конца июня.

За

Дифференцированный подход, по замыслу законодателей, даст регионам возможность создавать точки роста, делегируя дополнительный функционал успешным муниципалитетам, и механизмы поддержки для дотационных. Есть потенциал – берите полномочия – ловите деньги. От списка переданных/сохраненных полномочий финансовое благополучие муниципалитета будет зависеть напрямую.

Перераспределение полномочий позволит снять чрезмерную нагрузку с сельских поселений. Например, забрать у них вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, безопасности на водных объектах, лесного контроля и т. д.

Против

Нет полномочий – нет денег. По мнению противников законопроекта, перераспределение полномочий – идеальный способ давления (финансового, естественно) на "неудобные" муниципалитеты. К тому же велик соблазн забрать полномочия (и деньги) у сильных муниципалитетов и поделить на всех, чтобы улучшить "среднюю температуру по больнице".

Хранить пенсионные накопления в НПФ станет безопасней

Централизованное решение местных вопросов рискует оказаться неэффективным. Сверху виднее не всегда.

На территории

В Подмосковье буквально через три дня после подписания президентом закона о местном самоуправлении ввели новые правила формирования органов муниципальной власти. Прямые выборы мэра, обладающего реальными полномочиями, оставили только в одном городе – Реутове. В 22 городах (в том числе и в Коломне) глав будут избирать из своего состава местные депутаты. Еще в 11 должность мэра выведут из системы исполнительной власти, а реальную власть передадут главам районов, в состав которых входят эти города, либо сити-менеджерам, которых назначает губернатор Подмосковья.

В Коломне полномочия главы города заканчиваются в сентябре этого года. Полномочия совета к этому моменту продолжают действовать. Так что ждем 14 сентября (день выборов) и делаем прогнозы, кто из местных депутатов станет новым мэром.

В Коломенском районе сохраняются прямые выборы – главу будут избирать всенародно. Тоже 14 сентября.

Мнения

Алексей Мазуров, ректор МГОСГИ, депутат МОД:

– Современный тренд – усиление власти губернатора и областных администраций, выстраивание вертикали, ликвидация неэффективных звеньев управления. Передача полномочий субъектам федерации в целом по Московской области весьма целесообразна. Потому что в ряде муниципалитетов местные власти действительно серьезно дискредитировали себя, и многие проблемы не решаются даже при наличии финансирования.

Это главный аргумент принципа "двух ключей". Но в Коломне ситуация нетипичная, принципиально иная. И в нашем случае, я думаю, она нуждается в индивидуальном регулировании по многим вопросам полномочий. Например, по транспорту. Московская область – сложный регион, все решать из Москвы невозможно, нужно соблюдать баланс интересов.

Галина Грачева, депутат коломенского городского совета:

– В Коломне действующий совет выбирался никак не исходя из того, что один из депутатов станет мэром. Выбирались скорее лоббисты, представляющие те или иные группы населения. Но и они не в полной мере представляют интересы горожан. Передача полномочий субъекту федерации – вопрос спорный. Мы здесь, на месте, со своим опытом, пониманием ситуации, отлаженными коммуникациями можем быстро и эффективно решать все вопросы. Как можно передавать эти полномочия в область? Как они будут решать наши вопросы на территории, не зная этой территории? Мы думали, что полномочия подкрепят деньгами. На деле может не оказаться ни денег, ни полномочий. Единственный вариант – договариваться на уровне субъекта федерации о сохранении этих полномочий в городе. Что мы и пытаемся сейчас сделать.

Игра в молчанку по-коломенски: о неправильных дорогах и безразличии городских чиновников

Антон Смирнов, блоггер:

– Очень хорошо, что теперь главу городского округа Коломна будут выбирать не на прямых выборах, а через совет депутатов. Во-первых, потому что проводить несколько локальных кампаний в совет депутатов проще, чем одним кандидатом получить большой охват. Во-вторых, стать главой теперь сможет только тот, кто реально является лидером наиболее влиятельной группы среди населения. Теперь главное – не личные обещания электорату, а сплоченность работы команды. Ну, в общем, не знаю, чего все расстроились. Ходите на выборы депутатов городского совета, выдвигайтесь сами, собирайте команду и меняйте город. :)

Vox populi

@mega16:

– Слушайте, но если народонаселение все эти запреты и отмены глотает, может, действительно не нужны тут никакие выборы? И явка! 15–20% сейчас явка на всяких региональных выборах, а то ведь и меньше может проскочить... Я раньше ездил в комиссии работать, чтобы "жулики не воровали голоса", а теперь думаю – какой смысл? Люди на эти выборы не ходят, при минимальной явке практически везде выигрывают кандидаты от власти. Что они протоколы перепишут, что честно проведут – нет ведь никакой разницы в итоге.

Слепота. Глухота. Импотенция: немедицинское заключение о работе администрации Коломны на данный момент

Interbuu:

– Немного инфы про экономику голосования: голосуют те, кто ценит процесс выбора выше затрат на производства этого выбора (не поехать на дачу, дойти до участка и т. д.). Для каждого человека оценка процесса выбора состоит из следующего:

1. Его осведомленность. Например, человек, который не знает ничего о кандидатах, не видит смысла делать выбор.

2. Ценность самого факта влияния на политические процессы.

3. Оценка значения голоса или, другими словами: может ли голос повлиять на итоги голосования. Кстати, самый непродуктивный пункт, так как зачастую оценка человеком производится некорректно.

Поэтому даже 5% проголосовавших – это хорошо, потому что голосуют те, кто либо что-то знает (следовательно, оптимальный выбор), либо ценит свой гражданский долг (следовательно, ответственный гражданин), либо считает, что его голос важен (следовательно, ответственный гражданин). То есть получается, что мэра выбирают только информированные, ответственные граждане. :)))

С одной стороны, две головы оно, конечно, лучше. Но только при условии, что одна голова не смотрит другой в рот и сама совсем не думает. Или наоборот – тянут корону каждая на себя. В общем, должны эти головы иметь каждая свое компетентное мнение и уметь договариваться.

Еще по теме: "Выбор без выбора"

Карикатура: Владимир Кремлев

Инфографика: Елена Каретникова

Теги: власть выборы местное самоуправление мнения
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
опросы
Как вы отреагируете, если обнаружите в своей медицинской карте несоответствующую действительности запись?
голосовать
всего проголосовало: 136