Издательский дом «Эспрессо паблишинг»

Настроение дня:
работаем и отдыхаем
под хорошую музыку
регистрация
Войти Забыли пароль?

Вы можете войти через социальные сети

Если у вас нигде нет аккаунта, вам необходимо зарегистрироваться
регистрация нового пользователя
Зарегистрироваться
спасибо за регистрацию
На Ваш email адрес было выслано письмо с логином и паролем для авторизации на сайте
все статьи
Деньги
Кому закон писан
Ольга Антропова
29 сентября 2016, 23:27    
1620
0
Кому закон писан

Соразмеряем вред и пользу от закона «О контрактной системе в сфере закупок»

Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу с 1 января 2014 г. Тогда по нему стали работать муниципальные бюджетные учреждения (МБУ). А с января 2017 г. новым правилам должны подчиниться и муниципальные унитарные предприятия (МУП), в том числе коммунальные. Уже сейчас коммунальщики предвидят трудности, которые внесет в их работу 44-й ФЗ.

Кому этот закон писан и какими осложнениями чреват, разбиралась Ольга Антропова.

Фактически закон регулирует все отношения, связанные с закупками товаров, работ и услуг, от момента возникновения необходимости в них до отчета о получении. Однако до выхода 44-ФЗ, существовали уже и 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». И в них также шла речь о закупках на конкурентной основе. Зачем понадобился новый закон? Вот как отвечают его авторы.

Цели № 44-ФЗ:

1. Повышение эффективности закупок.
2. Обеспечение гласности и прозрачности закупок.
3. Предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Преимущества

1. Учет интересов малого предпринимательства.
2. Введение обязательного планирования закупок.
3. Введение норм-принципов, определяющих вектор развития законодательства в данной сфере.
4. Введение института общественного контроля.
5. Определение процедур закупок.

Однако на деле нормы закона, трактуемые законодателями как преимущества, нередко оборачиваются недостатками.

Топ-10 проблем 44-ФЗ

1. Несбалансированность требований к заказчику и поставщику.
2. Несоразмерные штрафы.
3. Колоссальные риски в деятельности заказчика.
4. Сложность и перегруженность закона.
5. Кадровая проблема.
6. Проблемы при приемке товаров, работ, услуг.
7. Жесткие требования к планированию.
8. Сговор участников закупок, недобросовестный демпинг.
9. Трудоемкость закупочного процесса.
10. Излишние временные и финансовые издержки заказчиков.

Прямая речь

Сергей Габестрогенеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок:

–Для проведения обычной закупки необходимо знание 44-ФЗ – 339 страниц, комментариев к нему – 648 страниц, подзаконных актов – 409 страниц. Плюс классификаторы – 3610 страниц. В итоге – более 5 тыс. страниц или более 10 кг бумаги. Для любого эксперта непросто изучить и удержать в памяти такую массу информации.

Однако главная беда 44-ФЗ (применительно ко многим МУПам) в том, что безвозвратно ушла простая и разумная схема: деталь сломалась – купил – заменил. На смену ей пришла другая схема: купил деталь – жду, когда сломается, – заменю, если сломается.

Евгений Воронков, директор МУП «Спецавтохозяйство»:

– В 44-ФЗ очень жестко регламентирована процедура планирования и закупок. Поясню на примере. Мы работаем с машинами, а они имеют обыкновение ломаться. Сейчас ремонтируемся в основном с колес – не отвлекаем на это большие средства, не делаем материальные запасы. Потому что все возможные поломки нереально предвидеть. А 44-ФЗ фактически обязывает нас при формировании годового плана закупок предусмотреть, сколько раз и что именно сломается. У нас 100 машин, это отечественные ГАЗы, КамАЗы, ЗиЛы. Я не могу учесть всю номенклатуру запчастей для ремонтных работ: начиная от винтиков и заканчивая узлами – это более 4000 наименований.

Поломки необходимо устранять в считанные часы, а процедура закупок по 44-му ФЗ предусматривает длительный период. Если в плане закупок не окажется нужной запчасти, то ее нужно вносить: пройти согласование в администрации города, потом в области – и только после этого получить разрешение на проведение аукциона. Потом еще нужно время на объявление аукциона, и только потом сам аукцион. Очень долго! Сейчас у нас с поставщиками есть договора, по которым мы можем получить запчасть, а оплату произвести в течение 10 дней. В этом случае ремонт займет 2–3 часа – и машина выйдет на линию. По новым правилам эта процедура затянется на 2–3 дня. Так что площадки для мусорных контейнеров, которые обслуживает сломавшаяся машина, могут стоять неубранными весь этот срок.

Еще пример. Люди просят оборудовать контейнерную площадку. Я вынужден отвечать: площадка стоит в плане, запущен аукцион, выбирается подрядчик. Если раньше этот вопрос мы могли решить в течение недели, то теперь дело затянется на два месяца.

Да, в законе есть небольшая отдушина: в случае аварийных ситуаций возможно производить закупки по упрощенной схеме. Но все равно время ремонта и выхода машины на линию удлиняется.

Дополнительно встал вопрос, кто будет заниматься планированием закупок. Меня обязывают иметь отдел по закупкам. Это минимум 2–3 человека, они должны пройти месячное обучение по 44-ФЗ и быть аттестованы. Для нас это дополнительные затраты, которые в итоге придется учитывать в тарифах.

Самая короткая процедура закупки (до 100 тыс. рублей):

1. Письмо непосредственному руководству с обоснованием закупки.
2. Размещение в Единой автоматизированной системе управления закупками (ЕАСУЗ).
3. Одобрение специалистами ЕАСУЗ – 10 дней.
4. Заключение договора (без проведения тендера), покупка.
5. Размещение отчета о закупке.

(Этому способу закупки ФАС уделяет особое внимание, т. к. он связан с широкими возможностями для злоупотреблений. Это значит, что малейшая ошибка в оформлении грозит штрафом от 15 до 30 тысяч – за каждую.)

Только цифры

Цена вопроса

Во что обходится содержание одного специалиста по закупкам – контрактного управляющего, – можно подсчитать на примере бюджетных организаций, три года работающих по 44-ФЗ:

– 20 тыс. рублей – зарплата + 38% НДФЛ, отчисления в фонды = 30 тыс. руб/мес; более 300 тыс. руб/год;

– 200 тысяч – компьютер, бумага, связь и пр., затраты на обучение и регулярное повышение квалификации (чтобы разбираться в новых подзаконных актах и не попасть на штрафы).

Итого: 500 тысяч рублей.

Такова минимальная цена соблюдения 44-ФЗ в одной организации. При создании специальных отделов она возрастет в 2 и более раза. И если в масштабах предприятий, производящих закупки на сотни миллионов, это не столь ощутимо, то в масштабах, например, коломенских МУПов – довольно весомо.

Валерий Денисов, заместитель руководителя администрации г. о. Коломна:

– С точки зрения добросовестного хозяйственника закон, конечно, ужасно неповоротливый. А с нашей спецификой работы особенно. Ведь предприятия, работающие в сфере ЖКХ, несмотря на солидный объем плановых работ, по большому счету – аварийщики. И руководство, например, МУП «Тепло Коломны» не может предусмотреть все потенциально возможные аварии на год вперед. А у них в ведении подземные коммуникации – трубопроводы большого диаметра, запорная арматура. Это очень дорогое оборудование. Закупить разом все гипотетически необходимые запчасти и положить в загашник до поры – значит законсервировать немалые деньги. 

Раньше вопрос покупки оборудования решался оперативно: отношения с поставщиками налажены, случалось и без предоплаты, и с отсрочкой платежа получить необходимую деталь в кратчайшие сроки. А теперь придется закупать всю номенклатуру и как-то выкручиваться, если что-то в плане закупок не предусмотрели. Плюс, и то довольно сомнительный, закона – конкурентная цена, процентов на десять ниже рыночной. Но эту разницу быстро съест инфляция. Остальное доест коррозия...

Мы в буквальном смысле становимся заложниками 44-го закона: он вгоняет нас в дефицит оборотных средств, которые будут тратиться заведомо неэффективно. И в определенных обстоятельствах препятствует оперативному устранению аварий.

Еще о финансовой составляющей. Далеко не всегда экономия в виде конкурентного снижения цены на закупку оправдывает себя. Тому есть несколько причин:

1. Список подрядчиков, готовых работать с закупками, ограничен.
2. Не всегда возможно по конкурсным документам определить качество товара.
3. Тендер выигрывает поставщик не хороших, а дешевых товаров.
4. Дешевый, но некачественный товар влечет дополнительные расходы (например, плохим бензином приходится заправляться чаще, машина чаще требует ремонта).
5. Бывает сложно доказать ненадлежащее качество товара, чтобы исключить возможность того, что тендер снова выиграет недобросовестный поставщик.

Из опыта бюджетников

Александр Егоров, директор МБУ ВИСКК «Коломенский кремль» (является автором ряда писем с предложениями по совершенствованию 44-ФЗ (часть которых уже учтена), в том числе в Минэкономразвития):

– У бюджетных и унитарных предприятий, естественно, разные болевые точки в этом законе, но одна и общая проблема. Закон по сути своей антикоррупционный. И, я думаю, он работает в сфере закупочной деятельности больших объемов: в этом случае вполне разумно сделать четкий порядок закупки, ввести над ней мощный контроль, жесткую ответственность за злоупотребления. Но для предприятий, оперирующих малыми суммами, это просто беда. Самое главное – в законе не определен его предмет, основное понятие, что такое закупка. Экономический словарь трактует это так: закупка – приобретение товаров крупными партиями, в большом количестве. Вот размер таких партий и количества и не определен. Поэтому закупкой считается приобретение как машины, так и десятка болтов для нее. Да, разумно планировать заранее масштабные приобретения и проводить их по жесткой конкурентной процедуре закупки во избежание злоупотреблений. Но неразумно применять те же правила игры к приобретениям мелочей: запчастей, канцтоваров и пр. А в сферах деятельности, требующих решения большого количества разноплановых задач, оперативного реагирования, такой подход просто невозможен. Но если для МЧС, МВД, науки и культуры закон предусматривает хоть какое-то упрощение закупочных процедур, то для аварийных служб рангом пониже, уровня МУП, для областей спорта и молодежной политики никаких льгот и упрощений не предусмотрено, что крайне отрицательно сказывается на их деятельности и развитии.

Кроме того, 44-ФЗ породил целый класс специалистов – специалистов по закупкам. Это целый вид деятельности, которая охватывает всю бюджетную сферу. На это тратятся огромные деньги! Интернет пестрит сотнями предложений пройти обучение в Москве, Сочи... с проживанием в классных отелях, с обширной культурной программой… Такое впечатление, что 44-ФЗ способствует непроизводительному расходованию бюджетных средств, то есть тому, против чего он был направлен.

Неразумно бросать одинаковые силы и средства на наведение порядка в сфере миллионных закупок и в сфере текущих покупок. Это по сути вредительство – отвлечение органов контроля от основной задачи – борьбы с главными злоупотреблениями. Конкретизация понятия «закупка» и выведение из-под действия 44-ФЗ мелких текущих приобретений позволило бы избежать работы закона в качестве удавки для тех сфер деятельности, где и без того экономится каждый рубль, и в то же время многократно увеличить его эффективность там, где это действительно необходимо.

По закону

Ст. 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (без конкурсной основы)

4) закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей. Но: годовой объем закупок на основании этого пункта не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок и не должен составлять более 50 млн рублей;

9) закупка товаров, работ, услуг вследствие аварии, ЧС природного или техногенного характера, непреодолимой силы, когда нецелесообразны большие затраты времени на определение поставщика. Заказчик вправе заключить контракт на поставку товара (работы, услуги) в объеме, необходимом для ликвидации последствий ЧС.

Dura lex, sed lex

говорили древние. Однако в современном мире закон выходит в свет в виде альфа-версии, проходит испытание практикой и затем дорабатывается. В нашей стране об этом нередко забывают, привыкнув безропотно подчиняться первой редакции. Тем не менее подвижки в виде поправок и доработок статей, вызванные к жизни письмами с предложениями в соответствующие инстанции, уже есть. Возможно, донесение мнения низов до законотворческих верхов в конце концов сделает свое дело. Капля камень точит.

Полезные ссылки

44-ФЗ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.

Основные законодательные изменения: http://www.garant.ru/actual/contracts/472245/.

ЕАСУЗ: http://easuz.mosreg.ru/.

Школа электронных торгов: https://school.kontur.ru/publications/51.

Картинка с сайта

Статьи по теме: "Осенние сюрпризы", "Google заплатит" 

Теги: государство деньги закон
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться