Издательский дом «Эспрессо паблишинг»

Настроение дня:
работаем и отдыхаем
под хорошую музыку
регистрация
Войти Забыли пароль?

Вы можете войти через социальные сети

Если у вас нигде нет аккаунта, вам необходимо зарегистрироваться
регистрация нового пользователя
Зарегистрироваться
спасибо за регистрацию
На Ваш email адрес было выслано письмо с логином и паролем для авторизации на сайте
все статьи
Культура
Коломна в эпоху Донского
Газета "Эспрессо"
06 февраля 2018, 09:38    
263
0
Коломна в эпоху Донского

Глава 3 из книги «Коломне – 840. Полет над рекой времени»


ПРИСОЕДИНЕНИЕ КОЛОМНЫ
МОСКОВСКИМИ КНЯЗЬЯМИ


В конце XIII – начале XIV века начинается возвышение Московского княжества. Этот процесс совпал со сменой владельческой принадлежности города


Московский князь Даниил АлександровичВ 1300 году московский князь Даниил Александрович начинает войну против соседнего Рязанского княжества. «Того ж лета в осенине Данило князь Московскыи приходил на Рязань ратию и билися у Переяславля, и Данило одолел, много и татар избито быть, и князя Рязанского Костянтина некокою хитростью ял и привед на Москву». Рязанский князь находился в московском плену и после смерти Даниила в 1303 г. Только в 1306 г. сын Даниила Александровича Юрий приказал убить томившегося в порубе пленника: «Тое же зимы князь Юрьи Даниловичь повеле убити князя Костянтина Рязанского».

Московский князь 
Даниил Александрович

Последствием этих событий и стало закрепление Коломны за Московским княжеством.
Первым из историков на данное обстоятельство обратил внимание Н. М. Карамзин: «…с сего времени Коломна была уже Московским городом. Иоанн Данилович в завещании своем отказал ее старшему сыну». Вместе с городом к Москве отошли обширные земли в низовьях Москвы-реки и прилегающего течения Оки.
Рязань с утратой Коломны, естественно, примиряться не хотела – слишком выгодное стратегическое и торговое расположение имела эта крепость. Наследникам Даниила Московского надо было прилагать немалые усилия, чтобы удержать за собою город. Именно поэтому в самые первые годы XIV столетия в Коломне московские князья заложили новый, очень большой по площади кремль, охвативший территорию в 20 гектаров (для сравнения – в это же время в Москве кремль занимал 14 га). Учеными установлена датировка этого вала – он появился не позднее 1307 г. Строители стремились максимально использовать защитные свойства рельефа местности (овраги и обрывистые берега рек). Новая крепость Коломны решала сразу несколько задач. Дело в том, что через Коломну проходили основные кратчайшие маршруты вторжения ордынцев. Именно она создавала мощный оборонительный щит на пути в столицу. Кремль Коломны был заложен столь обширным для того, чтобы в нем могли укрыться значительные военные силы и окрестное население. Путь от Коломны до Москвы занимал 2–3 конных перехода или 4–5 пеших. Столица могла за это время подготовиться к обороне.
Около 1330 г. князь Иван Данилович Калита проводит масштабную реконструкцию коломенской крепости. Этот факт подтверждает ее особую значимость для московских князей.
В 1336 и 1339 гг. были составлены духовные грамоты (т.  е. завещания) Ивана Калиты, в которых Коломна с волостями передавалась его старшему сыну Симеону Гордому. Это первый официальный документ, который зафиксировал принадлежность Коломны московскому княжескому дому. Также закладывается традиция, по которой наш город будет завещаться именно старшему в роде потомков Калитовичей.

 

СОЗДАНИЕ КОЛОМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


Особый статус и значимость Коломны подчеркивало то обстоятельство, что в самом начале 1353 года
здесь была основана особая Коломенская епархия


СОЗДАНИЕ КОЛОМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ

Архиерейский корпус Ново-Голутвина монастыря. Коломна

Она стала шестнадцатой по счету в числе епархий обширной Русской митрополии. В центре Коломенского кремля появилась резиденция епископа (сейчас это территория Ново-Голутвина монастыря), заново был отстроен кафедральный Успенский собор. Первым епископом стал Афанасий.
Помимо приходских церквей в городе стали появляться монастыри: Голутвинский, Бобренев, Спасский. Коломенские епископы были ближайшими помощниками русских митрополитов по управлению Русской православной церковью. Многие из них в дальнейшем поднялись на вершину церковной иерархии. Так, епископ коломенский Геронтий в XV столетии, при Иване III, стал Митрополитом Московским и всея Руси – главой РПЦ. Епископ Коломенский Иов в 1589 г. – первым всероссийским патриархом. В Смутное время исповедником православной веры и крепким сторонником законной власти был епископ Коломенский Иосиф. В 1608 г. его захватили солдаты польско-литовского отряда полковника А. Лисовского и, глумясь, «водили» привязанным к пушке. Вскоре войска царя Василия Шуйского освободили пленника.
Первоначально в состав епархии входили земли только Коломенского уезда, затем – Каширского. В XVIII в. к ним добавилась Тула.
При Коломенской кафедре в 1723 г. была создана семинария для обучения церковнослужителей.
Коломенская епархия была упразднена в 1799 г. по указу императора Павла I, а ее территория разделена. Коломенская округа влилась в состав Московской епархии. Память о кафедре осталась в титуле правящего архиерея, который стал называться митрополитом Московским и Коломенским.

 

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ


«Женися князь великий Дмитреи Иванович у князя у Дмитрея у Костянтиновича у Суждальского, поял за ся дщерь его Овдотью, и бысть князю великому свадба на Коломне»


«Женися князь великий Дмитреи Иванович у князя у Дмитрея у Костянтиновича у Суждальского, поял за ся дщерь его Овдотью, и бысть князю великому свадба на Коломне»Во второй половине века начинается активное каменное строительство, и одновременно с этим Коломна становится главным пунктом обороны Московского княжества от набегов ордынцев. С 1359 г. московским князем становится 9-летний Дмитрий Иванович. На несколько лет ярлык на великое Владимирское княжение сумел получить Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский. Однако в 1362 г. московское боярство при поддержке нового митрополита Алексия Бяконта сумело вернуть ярлык московским князьям. После борьбы стороны решили заключить союз и скрепить его династическим браком.
«…месяца генваря в 18 день… женися князь великий Дмитреи Иванович у князя у Дмитрея у Костянтиновича у

Икона св. блгв. Евфросинии Московской – дар немецких иконописцев детскому приюту св. блгв. Евфросинии Московской

Суждальского, поял за ся дщерь его Овдотью, и бысть князю великому свадба на Коломне». Почему свадьба была в Коломне? По средневековым обычаям князья обыкновенно венчались в том городе, где княжил отец невесты, у которого был первый пир. Затем все родственники и гости пировали у жениха. Объяснение причин устройства свадьбы в Коломне вопреки обычаю дал еще в XIX  в. выдающийся историк С. М. Соловьев. Он писал: «Оба великих князя не хотели нарушить своего достоинства. Московский не хотел ехать жениться в Нижний, а нижегородский не хотел ехать на свадьбу к дочери в Москву к шестнадцатилетнему князю».
К этому надо добавить, что Московский Кремль сильно пострадал при пожаре летом 1365 г. и, вероятно, здесь просто не было возможности организовать торжества. Венчание по традиции княжеских свадеб совершал епископ. В то время коломенским иерархом являлся Филимон. К  сожалению, в источниках не сохранилось какого-либо описания княжеского пира – «каши». Местом венчания, по преданию, записанному в 1843 г. Н. Д. Иванчиным-Писаревым, был храм Воскресения Христова на Соборной площади. Современный храм датируется началом XVI столетия. Однако на его месте был более древний деревянный храм, в котором и могли венчаться Дмитрий и Евдокия (в иночестве Евфросиния).
В браке Дмитрий Донской и Евдокия Суздальская прожили 23 года и имели 12 детей. В похвальном слове Дмитрию Донскому супруги характеризуются замечательно: «Оба жили единою душею в двух телах, оба жили единою добродетелию, как златоперсистый голубь и сладкоглаголивая ластовица, с умилением смотряся в чистое зерцало совести».

 

ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В ГОРОДИЩАХ


Среди большого количества памятников истории и культуры Коломны есть настоящая жемчужина – древнейший по времени храм Подмосковья


Храм Иоанна Предтечи в Городищах. Коломна

Храм Иоанна Предтечи в Городищах. Коломна

Он расположен в пригороде Коломны – Городищах. Когда-то это было великокняжеское село в одном километре от Коломенского кремля. При основании епархии князь пожаловал его коломенскому владыке. В своей загородной резиденции епископ возвел небольшой белокаменный храм, построенный в очень архаичной технике – из рваного белого камня и полубута. Посвящен он был Иоанну Предтече – небесному покровителю князя Ивана Калиты, которого почитали как прародителя московской династии князей. Стены от древнейшей постройки сохранились примерно на две трети высоты. Верхняя часть перестроена в XVI столетии, а в XVIII–XIX  вв. к ним добавились шатровая колокольня и трапезная.
На одной из стен храма рядом с дверным проемом находится вырезанный из белокаменного блока «коломенский зверь» – единорог. Коломенцы слагали легенды о нем, называя его Батыевой печатью. Якобы во время нашествия монголов в храме были похоронены коломенские князья и ратники, а хан Батый повелел изготовить рельеф-печать, которая должна была охранять здание и прах захороненных храбрецов. Увы, это только легенды – храм построен полтора столетия спустя.

 

БИТВА НА ВОЖЕ. УСПЕНСКИЙ СОБОР


Князь Дмитрий Иванович разбил рать мурзы Бегича на реке Воже. В память о победе в коломне построен белокаменный Успенский собор


Успенский кафедральный собор (отстроенный заново) и реконструкция первоначального вида. Коломна

Успенский кафедральный собор (отстроенный заново). Коломна

На «госпожино говение» – 11 августа 1378 г., накануне праздника Успения Богородицы – князь Дмитрий Иванович разбил рать мурзы Бегича на реке Воже, в 25–30 километрах к юго-востоку от Коломны. Во время похода из Москвы князь не мог миновать Коломну, хотя источники прямо об этом не говорят. В «Повести о битве на реке Вожже» сообщается: «Въ лѢто 6886. <...> Того же лѢта ординский князь, поганый Мамай, събравъ воя многы и посла БѢгича ратью на князя великаго Дмитрея Ивановичя и на всю землю Русскую». «Се же слышав, князь великий Дмитрей Иванович събравъ воя многы и поиде противу их в силѢ тяжцѢ. И, переѢхавъ за Оку, вниде в землю Рязаньскую и срѢтошася с татары у рѢки у Вожи».
Несколько дней стояли русские и татары на противоположных берегах реки. Затем Бегич переправился через реку и начал битву. Построение армии Дмитрия Донского имело форму дуги, что позволяло атаковать противника одновременно с разных сторон. Ордынцы не ожидали такого натиска и в беспорядке бежали, а их командующий Бегич был убит. Битва на Воже стала первой крупной победой русских над ордынским войском в полевом сражении со времен нашествия Батыя.
Успенский кафедральный собор (отстроенный заново) и реконструкция первоначального вида. КоломнаУспенский кафедральный собор (отстроенный заново) и реконструкция первоначального вида. КоломнаСкорее всего, после сражения победоносные дружины возвращались в Коломну как раз на праздник Успения Пресвятой Богородицы. По предположению одного из крупнейших специалистов по русской средневековой архитектуре Н. Н. Воронина, в память о Вожской победе в Коломне в 1379 г. начинается строительство белокаменного Успенского собора. Собор строится при коломенском епископе Герасиме – митрополичьем наместнике в тот период. Ктитором строительства, вероятно, выступил великий князь Дмитрий Иванович. Уже близкий к завершению храм незадолго

Успенский кафедральный собор (реконструкция первоначального вида). Коломна

до 15 июня 1380 г. обрушился: «В лето 6888 падеся на Коломне церковь каменаа, уже свершениа дошедши, юже създа благоверный великий князь Дмитрий». Это пугающее для средневекового сознания событие произошло незадолго до сбора войск перед Куликовской битвой. Завершено строительство собора было через два года.
Об этом свидетельствует летописная запись 1392  г.: «подписана бысть на Коломне церковь камена Успение Богородици, юже създа князь Дмитрей Ивановичь» «прежде того за десять лет». За десять лет до 1392 г. – получается, в 1382 г. Очевидно, это произошло до августа, когда Тохтамыш совершил поход на Москву и на обратном пути взял Коломну. Только в 1392 г., при Василии I Дмитриевиче, взявшем на себя дорогостоящие расходы, собор «подписывается», т. е. украшается фресковой росписью. Есть предположение, что в этой работе принимал участие выдающийся иконописец Феофан Грек. Для храма была написана икона «Богоматерь Донская».
Храм Успения в Коломне стал крупнейшим городским собором XIV в., больше, чем московские соборы того же времени, – двухэтажный, трехглавый, на высоком подклете, с позакомарным покрытием. В нижнем храме были престолы в честь Успения Божией Матери и святого великомученика Димитрия Солунского. В верхнем – престолы во имя святого мученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского.

 

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА


Крупнейшим событием в российской истории стала Куликовская битва. Именно на Куликовом поле, по выражению Василия Ключевского, родилась Россия


Фрагмент росписи храма Успения Божией Матери

Фрагмент росписи храма Успения Божией Матери

В 1380 г. после получения известия о движении войск Мамая на Русь Дмитрий Иванович объявил сбор войск в Коломне. События августа 1380 г. образно описывает автор «Задонщины»: «Трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове!». Наш город был выбран местом сбора ратей неслучайно – он занимал стратегически важное положение. Именно через Коломну проходил кратчайший и особенно удобный для вторжения путь на Москву из Орды. Сосредоточив здесь значительные силы, великий князь предупреждал возможный прорыв Мамая. Более того, этим маневром Дмитрий нейтрализовал возможного союзника Мамая Олега Рязанского.
О деталях встречи в Коломне воинства великого князя повествует «Сказание о Мамаевом побоище». Коломничи и прибывшие «мнози воеводы и ратницы» встретили великого князя на р. Северке. Встреча произошла, как и полагалось в Средневековье, на границах подведомственной городу территории. Следуя далее по московско-коломенской дороге, шедшей по правому берегу Москвы-реки, Дмитрий Иванович был встречен коломенским епископом Герасимом «с живоносными кресты и со святыми иконами, со всем собором». Встреча состоялась «во вратех градных».
Фрагмент картины  К. А. Васильева «Поединок Пересвета с Челубеем». Музей славянской культуры им. К. ВасильеваВ Коломне собралось огромное по тем временам воинство. Город не мог его вместить, ратники располагались «близ града на всполье».
Рано утром на следующий день произошел известный смотр русских дружин на Девичьем поле. Одни ученые считали, что поле названо так потому, что располагалось близ одноименного урочища – Девичьей горы. Можно предположить и другое толкование. Это поле могло принадлежать «девичу» – женскому монастырю святых жен-мироносиц, запустевшему и прекратившему свое существование к началу XVIII в. Девичье поле представляло собой обширное безлесое пространство – «великия поля коломенскиа». Осмотрев полки, Дмитрий Иванович возвратился в Коломну, «вниде в церковь и помолися Господу Богу и Пречистой Богородице и всем святым».

Фрагмент картины К. А. Васильева «Поединок Пересвета с Челубеем».
Музей славянской культуры
им. К. Васильева

20 августа русское войско выступило по направлению к противнику.
В день праздника Рождества Богородицы произошло великое сражение на Дону. Во время битвы коломничи составляли отдельную боевую единицу в составе Сторожевого полка и возглавлялись воеводою Микулой Васильевичем Вельяминовым. Коломенский воевода пал
в самом начале сражения. Его имя значится одним из первых в синодике погибших в битве князей и бояр. Всего на Куликовом поле пало «20 бояринов коломенских».
Возвращалось обратно героическое русское воинство тоже через Коломну. Как и перед битвой, в городских воротах его встретил епископ Герасим. «И по всему граду священники молебны и литургии сотвориша о здравии великого князя и всех князей».
С Куликовской битвой достоверно связано несколько объектов в Коломне и окрестностях. Наиболее важными из них считаются Успенский собор (под полом современного собора находится фундамент храма 1379–82  гг.), Девичье поле, Богородице-Рождественский Бобренев монастырь (предание связывает основание монастыря
с именем выдающегося полководца эпохи Дмитрия Донского Дмитрием Михайловичем Боброком Волынским).

 

ВЫДАЮЩИЕСЯ ИКОНЫ


Яркую страницу культуры древнего города составляет иконописание


Икона Божией Матери  «Донская» на Пятницких воротах Коломенского кремля. Точная копия с оригинала  из экспозиции Государственной Третьяковской галереи

Икона Божией Матери «Донская» на Пятницких воротах Коломенского кремля. Точная копия
с оригинала из экспозиции Государственной Третьяковской галереи

В эпоху Куликовской битвы в Коломне творили выдающиеся иконописцы – как местные, так и приезжие. Так, византийским мастером Феофаном Греком была написана двусторонняя икона «Богоматерь Донская». Название ее объясняется посвящением образа битве на Дону. Это была главная святыня Коломны, храмовый образ кафедрального Успенского собора. От нее последний даже назывался Успенским Донским собором. Эту икону выносили на торжественные процессии закрепленной на древке.
Неизвестным византийским мастером была создана храмовая икона церкви Иоанна Предтечи в Городищах – «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни». Местными русскими мастерами написаны прекрасные по художественным достоинствам образы «Борис и Глеб в житии» (из Борисоглебской церкви в Запрудах), «Сошествие во ад» (из Воскресенской церкви на Соборной площади) и «Никола в житии» (из храма Иоанна Богослова).

«Батыева печать».  Зооморфный барельеф  со стены храма Иоанна Предтечи  в Городищах.  Хранится в Историко-культурном музее-заповеднике «Коломенский кремль»

 

«Батыева печать». Зооморфный барельеф со стены храма Иоанна Предтечи в Городищах. Хранится в Историко-культурном музее-заповеднике «Коломенский кремль»

Эти жемчужины древнерусской иконописи коломенского происхождения ныне украшают залы Третьяковской галереи. И свидетельствуют о том, что на рубеже XIV–XV столетий Коломна переживала художественный расцвет.


Фото: Игорь Лопатин


Посмотреть главу в pdf-формате

Посмотреть главу в pdf-формате

 

Читать предыдущие главы:

Глава 1. Предыстория города
Глава 2. Славяне под небом Коломны

Заказать книгу: info@espresso-id.ru


Заказать книгу

 

Познакомиться с другими изданиями ИД "Эспрессо паблишинг"

Теги: история книги Коломна Эспрессо паблишинг
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться