Издательский дом «Эспрессо паблишинг»

Настроение дня:
работаем и отдыхаем
под хорошую музыку
регистрация
Войти Забыли пароль?

Вы можете войти через социальные сети

Если у вас нигде нет аккаунта, вам необходимо зарегистрироваться
регистрация нового пользователя
Зарегистрироваться
спасибо за регистрацию
На Ваш email адрес было выслано письмо с логином и паролем для авторизации на сайте
все статьи
Авторские колонки
Михалковы, не вставайте ни в одну очередь
Иван Стариков
15 апреля 2015, 12:43
94
0

Почему я готов поддержать создание национальной сети быстрого питания под брендом «Едим дома»

Признаться, с интересом наблюдал, как либеральная общественность оттопталась на инициативе братьев Михалковых создать национальную сеть быстрого питания под брендом «Едим дома». Эта тема не оставила равнодушным ни острое перо Юлии Латыниной, ни профессионализм Алексея Кудрина. 

Главная претензия, которую предъявляют и журналисты, и эксперты к Михалковым, состоит в том, что они, пользуясь своей известностью и близостью к власти, хотят перенести риски этого бизнес-проекта на федеральный бюджет. С этим вряд ли поспоришь, так как у государства нет других денег, кроме тех, которые оно вынимает из карманов своих граждан в виде различных налогов. Вместе с тем, справедливости ради хочу сказать, что все-таки те 700 млн рублей, которые обещаны двум великим русским режиссерам – деньги длинные, льготные, но возвратные. Конечно, есть претензии с морально-этической точки зрения. Желание получить государственное воспомоществование без очереди вызывает вопросы, но иногда в очереди стоять не стоит, и об этом чуть позже.

Попутно хочу добавить, что старая добрая истина «ничто так не объединяет, как совместно заработанные деньги» опять нашла свое подтверждение. И консерватор, почвенник, лоялист Никита Сергеевич, и фрондер, западник Андрей Сергеевич решили реализовать вполне национальный проект, преодолев серьезные личные разногласия. Хотя, если обладать развитым политическим воображением, то можно представить этот союз как политическую консолидацию элит, основанную на инстинкте самосохранения.

Рискуя навлечь на себя острую критику соратников либералов, я готов поддержать это интересное начинание. Однако как человек, кое-что понимающий в сельском хозяйстве в целом и аграрной экономике в частности, хочу выразить к этому свое отношение. 

Не надо пытаться представлять этот проект как конкуренцию западному фастфуду. В этом смысле нужно с порога отметать все сравнения с Макдональдсом и другими глобальными сетями быстрого питания.

Судите сами.

Компания «Макдональдс» создана в 1940 году и сегодня представлена в 118 странах мира. Общая численность персонала на 2008 год составила около 400 тыс. человек, в том числе в России – 23 тыс. человек.

Это абсолютно унифицированная система, не имеющая никакой окраски национальной кухни. Попросту говоря, Бик-Мак, купленный в Южной Африке или в Северной Канаде нисколько не отличаются один от другого по своей рецептуре.

«Мы пойдем другим путем», а точнее, двумя, тем более к этому есть объективные предпосылки.

Напомню, Михалковы объявили, что в рамках реализации их проекта предполагается строительство двух фабрик-кухонь и сети ресторанов с кулинарными отделами. По сути дела, с одной стороны, предлагается занять ниши массового питания, так называемых декретированных контингентов: школы, больницы, детские сады и т.д. С другой, индивидуально кормить высококачественной едой в ресторанах, а для желающих готовить блюда на дом по заявкам в кулинарных отделах. Казалось бы, такая взаимоисключающая бизнес-стратегия абсурдна, но это не так, и вот почему.

21 августа 2012 года, после 18 лет тяжелых переговоров, Российская Федерация стала полноценным участником ВТО. Хочу напомнить, что именно отрасль сельского хозяйства была наиболее дискутируемой и болезненной на пути нашего вступления в организацию глобальной торговли. В итоге, годовой размер агрегированной поддержки сектора был согласован в размере 9 млрд. долларов. Сегодня по бюджету расширенного Правительства, с учетом дополнительных средств по антикризисному плану, в 2015 году будем иметь 6–7 млрд. долларов. Вроде, еще есть куда расти, но не все так просто. 

В соответствии с принятыми на себя международными обязательствами, мы должны к концу 2017 года 4 млрд. долларов перенести из «желтой» в так называемую «зеленую» корзину. А вот с этим у нас большие проблемы. Думаю, гарантированный спрос на отечественную сельскохозяйственную продукцию (а это все меры, относящиеся к «зеленой корзине») – главное, чего ждут наши производители от государства. Действительно, цивилизованная организация социального питания, адресная помощь малоимущим, выполнение продовольственных заказов для федеральных спецпотребителей позволяют существенно помочь аграрному сектору. Братьям Михалковым предстоит мощью своего авторитета и влияния сдвинуть эту хронически не решаемую Правительством РФ проблему, попутно загрузив свои фабрики-кухни.

Теперь относительно развития сети ресторанов быстрого питания и кулинарии.  Ключ к успеху, на мой взгляд, лежит в закупках продуктов особого качества у мелких сельскохозяйственных производителей, владельцев личных подворий. Поэтому необходимо сразу обозначить рыночную нишу этих ресторанов как luxury и к черту сравнение и конкуренцию с Макдональдсами. Я вообще считаю, что у России есть большие перспективы для развития органического сельского хозяйства. Вот три неоспоримых конкурентных преимущества:

1. Наличие земельных ресурсов (40 млн. пашни находится вне оборота);

2. Крупноконтурная система земледелия, доставшаяся в наследство от социализма, позволяет внедрять единые технологические приемы на огромных площадях, не согласуя с большим количеством мелких собственников;

3. Минимальная пестицидная и гербицидная нагрузка на гектар пашни. Это дает возможность сократить периоды санации – нулевые периоды, необходимые для международной сертификации. 

Покойный Егор Тимурович Гайдар много раз говорил мне: «Иван, когда собираются министры финансов Большой Семерки, у них один разговор, чье аграрное лобби сильнее». 

Реализация проекта Михалковых зависит, в том числе, и от того, появится ли в Федеральном Собрании сильное аграрное лобби. И думать об этом нужно уже сейчас. Иначе закон «Об органическом сельском хозяйстве», технические регламенты, гармонизированные с европейскими, как, впрочем, и ряд других полезных законодательных инициатив, будут и дальше пылиться в профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации.

Кто-то из великих сказал: «Хочешь быть первым, не вставай ни в одну очередь». Тем более за «Макдональдсами», «Сабвэями» и прочими. В конце концов, гастрономическая культура русской кухни – неотъемлемая часть национальной культуры. Успех проекта «Едим дома» будет зависеть от того, сможем ли мы ее сохранить на фоне общей, безликой глобализации.

Другие статьи автора: Снова в проигрыше, Больно, но не эффективно.

Теги: экономика сельское хозяйство ресторан бизнес
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться