Издательский дом «Эспрессо паблишинг»

Настроение дня:
работаем и отдыхаем
под хорошую музыку
регистрация
Войти Забыли пароль?

Вы можете войти через социальные сети

Если у вас нигде нет аккаунта, вам необходимо зарегистрироваться
регистрация нового пользователя
Зарегистрироваться
спасибо за регистрацию
На Ваш email адрес было выслано письмо с логином и паролем для авторизации на сайте
все статьи
Авторские колонки
Спасительный «Левиафан»?..
Андрей Давидович
06 февраля 2015, 14:46
581
0
Спасительный «Левиафан»?..

В появлении этой картины, несомненно, есть польза – заставить людей думать. А в чем вред кино, показывающего Россию как страну-чудовище, знает Андрей Давидович

По совету хорошего человека посмотрел фильм Андрея Звягинцева «Елена». Сделал это для лучшего понимания таланта режиссера, после бурного обсуждения «Левиафана», который только выходит на большой экран в России. А в США премьера состоялась 31 декабря прошлого года. Мысль первая: каковы цели?

Знаете, что я понял? Режиссер транслирует в своих фильмах истории неудачников. И такие, конечно, есть в нашей стране, как, собственно, в любой другой тоже. Но я даже не об этом сейчас.

Кино, которое на широкого зрителя идет из Америки, например, изобилует форматами «американской мечты», счастливыми концами и положительными образами американских героев. У них тоже есть разное кино, но на 90% оно формирует позитивный образ страны и ее граждан. И у многих, я бы сказал, у большинства, складывается благоприятное впечатление о стране. А это, на минуточку, формирует сознание и укрепляет в мысли.

Что же мы рассказываем миру о себе? У нас проблемы. Беспросветность. Ужасы и неудачники. Мы программируем себя на лузерство. В собственных глазах и в голове людей из других стран. И не надо мне советовать посмотреть фильмы Михалкова и федеральные каналы. Ни то, ни другое я не смотрю, как, впрочем, и наши зарубежные друзья.

Нужно ли говорить о проблемах? Да, нужно. Но вот главная мысль: даже самый последний афроамериканец, сидя в «попе» Квинса, втайне мечтает о светлой жизни. И, к слову сказать, многие ее достигают. А о чем мечтают наши дети, о чем мечтаем мы? Задумайтесь.

В России фильм вызвал очень неоднозначную реакцию. А что думают о картине за рубежом? Я решил почитать отзывы о «Левафане» в иностранном «пространстве» (источники: www.metacritic.com, www.imdb.com).

Профессиональные критики оказались единодушны в положительных оценках режиссерской и актерской работы, а также в обязательном осуждении представленной в фильме российской действительности:

«…В создании фильмов Звягинцев всегда был великолепен, но он никогда прежде не брался за состояние своей страны так, как он сделал это здесь. Благодаря этому «Левиафан» можно считать не просто мастерски исполненным, но и необычайно важным», — Oliver Lyttelton;

«Вот она, матушка Россия, во всей своей обрюзгшей, пьяной, аллегоричной красе. «Левиафан» – современная притча о древнем государстве, а также о карикатурах и стереотипах, сравнимых по своей старости разве что с самой водкой…» — Roger Moore;

У обычных зрителей мнения разделились. Кому-то фильм понравился, кому-то нет. Кого-то заставил задуматься и не только о смысле фильма и жизни вообще, но и о российских реалиях. В общем, все, как у нас:

«Фильм мрачный, иногда сатирический взгляд на состояние современной российской политики и религии в нем прерывается пространными библейскими аллюзиями, что дает почву для размышлений на различные темы. Очевидно, что это кино не для всех, но оно, определенно, является заманчивым предложением для тех, кто ищет содержательный кинематографический материал», — Brent_Marchant;

«Да, это всего лишь фильм и ему свойственны преувеличения, но насколько правдива история о коррупции в России? Мэры, в основном – местные мафиози? Русская православная церковь – еще одна сторона этой коррупции? Фильм мне понравился, но временами он казался абсолютно нереальным, если считать, что Россия – развитая страна», — marcheurfr;

«…Несомненно, «Левиафан» – тонкое и интеллектуальное размышление о неравенстве людей и ужасных поступках, которые обрушились на хорошего, невинного человека, но мы видели все это и раньше... Этот фильм, при всех его заслугах, ошарашивает тебя своей очевидностью, будто кувалдой. Да, обычному человеку тяжело живется. Да, система всегда будет на стороне богатых и влиятельных. А что в этом нового? Это вообще новость для кого-то? Если да, то этот фильм для вас!» — LowbrowCinema;

«…Категорически не приемлю «Левиафан». Этот фильм – не что иное как образец искаженной пропаганды против Путина, России и Христианства в России…» — Jack_Morgan;

«Господи, здесь вообще кто-нибудь в курсе, что история Марвина Химейера не является российской! А Андрей хотел снять фильм в США, люди, о чем вы говорите? Этот фильм не о России, он о людях без национальности. Любовь, мир, бульдозер (имеется в виду бульдозер, который был использован Марвином Химейером для уничтожения зданий в родном городке и завода, на котором он работал, в знак протеста против системы – прим. автора поста)», —  Loluslolus.

Оставлю приведенные цитаты без комментариев – они дают четкое представление о том, как «Левиафан» восприняли те, кого им, собственно, и пугают. Приведу лишь цитату, которая, как мне кажется, точно характеризует работу Звягинцева. Как-то Стивен Спилберг, всемирно известный сценарист, продюсер, режиссер, сказал: «Существует тонкая грань между цензурой, хорошим вкусом и моральной ответственностью». По-моему, режиссер «Левиафана», представляя миру чудовище по имени Россия, этой грани не чувствует.

Бытие определяет сознание. Смотрите разные фильмы, читайте разные книги, не пристраивайтесь к устоявшемуся мнению, не идите за стадом. И у нас будет российская мечта. Думайте позитивно. Действуйте. И у нас будет все хорошо. Скоро.

Перевод: Ольга Калистратова
Графика: Ирина Пенькова 

Другие статьи автора: Ковенанты в кустах, Я этого не делал.

 

Теги: кино культура новинки политика психология Левиафан
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться