Издательский дом «Эспрессо паблишинг»

Настроение дня:
работаем и отдыхаем
под хорошую музыку
регистрация
Войти Забыли пароль?

Вы можете войти через социальные сети

Если у вас нигде нет аккаунта, вам необходимо зарегистрироваться
регистрация нового пользователя
Зарегистрироваться
спасибо за регистрацию
На Ваш email адрес было выслано письмо с логином и паролем для авторизации на сайте
все статьи
Экономика
Бетонный аргумент
Татьяна Тришкина
17 ноября 2016, 13:37    
173
0
Бетонный аргумент

LafargeHolcim (Россия) предлагает хорошую альтернативу плохим дорогам

В сентябре прошлого года Владимир Путин подписал указ об улучшении качества автомобильных дорог и назвал конкретные сроки: к 2018 году должны быть реконструированы дороги в крупных агломерациях, к 2025-му – повсеместно в регионах.
Дороги в России – тема вечная, и сделать за несколько лет из «направлений» автобаны – задача, прямо скажем, амбициозная. Сродни проведению зимней Олимпиады в тропиках. Удастся ли повторить олимпийский подвиг с дорогами, пока большой вопрос. Однако есть в стране люди, воспринявшие новый национальный приоритет как руководство к действию.

Дороги. Без дураков

В российском отделении концерна LafargeHolcim в «дорожном послании президента» увидели перспективную для компании точку роста. И решили – в рамках стратегии коммерческой трансформации – освоить новое для России (вообще-то хорошо забытое старое) направление деятельности – строительство бетонных дорог. Компания намерена опытным путем доказать, что дороги из цементобетона прочнее, долговечнее и дешевле асфальтобетонных. А доказав, внедрить комплексные «бетонные» решения в отрасль дорожного строительства в России.

Эта статья – одно из первых публичных обращений к общественности и экспертному сообществу, призванных оценить потенциальные преимущества и риски новой технологии и положить начало дальнейшему предметному диалогу.

Почему в России плохие дороги

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ LAFARGEHOLCIM

Тиражировать в России современный опыт строительства цементобетонных дорог. В отличие от «бетонки» времен СССР, инновационная цементобетонная дорога – это не плиты с зазорами, а идеально ровное и исключительно прочное литое полотно.

бетонные дороги

ПРЕИМУЩЕСТВА БЕТОНА

В отличие от пластичного асфальтобетона, цементобетон – материал жесткий. Если на асфальтовой дороге довольно быстро (особенно в жарком климате) возникает колейность и нагрузки передаются на щебеночный слой, что деформирует конструкцию всей дорожной одежды и, соответственно, разрушает дорогу, то бетонная дорога колейность исключает. Бетонное полотно обеспечивает равномерную нагрузку на все слои дороги, включая нижние, на большей по сравнению с асфальтом площади дороги. Это гарантирует ей исключительную прочность и долговечность.
Бетон обеспечивает еще как минимум два преимущества: более короткий по сравнению с асфальтом тормозной путь, что снижает риск ДТП, и экономию энергии для освещения дороги за счет светоотражающего свойства материала.

бетонные дороги

НЕДОСТАТКИ БЕТОНА

Не столько недостатки, сколько условные ограничения использования. Чтобы построить качественную бетонную дорогу (и чтобы ее строительство было экономически целесообразно), дорогу нужно строить с нуля. В отличие от асфальтовой дороги времени на устройство бетонного аналога (в частности, на выдерживание для приобретения бетоном конечных свойств) требуется больше. Если асфальт можно эксплуатировать спустя всего несколько часов после укладки, то бетонной дороге по стандартам требуется выстояться не менее семи дней до открытия по ней движения транспорта. Перекрыть дорогу для реконструкции в условиях современных городов на семь дней возможно не всегда. Поэтому бетонное полотно предпочтительно для строительства новых дорог, в частности скоростных шоссе и участков с большой нагрузкой.
Бетон и климат
Цементобетонные дороги строят и в Кении, и на Аляске – бетон отлично ведет себя и в жаре, и в холоде. Следовательно, такие дороги можно строить повсеместно в России. Частые циклы оттаивания-замерзания, характерные для нашей средней полосы, тоже не являются исключающим обстоятельством. Дорожный бетон, как и любой другой вид бетона, тестируют и сертифицируют согласно ГОСТам, определяющим его морозостойкость, прочность, сдвиг. А современные технологии укладки обеспечивают устойчивость полотна к воздействию высоких и низких температур.

СОДЕРЖАНИЕ

Действию дорожных реагентов в зимнее время в случае с бетонной дорогой противодействуют подбором бетонной смеси и внесением в нее специальных присадок. Если в качестве защиты от наледи используются соль и песок, то в первый год эксплуатации дороги рекомендуется тщательно чистить швы – этого достаточно.

МИРОВОЙ ОПЫТ

Бетонные дороги используют во всем мире не один десяток лет. Их строят в Японии, Германии, США, Великобритании, Австрии, Новой Зеландии, Норвегии, Польше, Пакистане, Турции – в пяти десятках стран с разным климатом и экономической ситуацией.

технология строительства

ГЛАВНОЕ: ЦЕНА ВЛАДЕНИЯ

Конечная стоимость километра любой дороги складывается из стоимостей строительства и дальнейшей эксплуатации. При оценке стоимости дороги на протяжении всего срока ее службы бетонная дорога выигрывает безусловно.
Жизненный цикл бетонного полотна – 29 лет. Асфальтобетонного – 13 лет (однако и спустя 50 лет использования количество бетонных дорог, не нуждающихся в реконструкции, превышает аналогичное количество асфальтовых в 5 раз). Эксплуатационные затраты на бетонную дорогу существенно ниже затрат на асфальтобетонную.

Почему регионам придется забыть о хороших дорогах

только цифры

Компания LafargeHolcim (Россия) разработала проект бетонной дороги для участка длиной 54 км в Ферзиковском районе Калужской области. Проектная стоимость строительства цементобетонного полотна превысила стоимость асфальтобетонной дороги на 5%.
При этом затраты на обслуживание бетонной дороги – при сроке эксплуатации в 25 лет – оказались в 2 раза меньше эксплуатационных расходов на содержание и ремонт асфальтовой дороги: 65 млн рублей (цементобетон) против 130 млн рублей (асфальтобетон) на 1 км дороги.
Сократить затраты на этапе строительства бетонной дороги можно за счет использования специальных решений – например, дорожных вяжущих для укрепления грунта, позволяющих сокращать слои дорожной одежды или объем земляных работ.

Как заставить дорожников работать качественно 

мнение экспертов

Валерий Шкуров,
первый заместитель руководителя Департамента развития новых территорий г. Москвы:
– Тема новых технологий в дорожном строительстве нам, безусловно, интересна. В той связи, что департамент является заказчиком строительства 100 км новых дорог, в том числе магистралей-дублеров основных шоссе (возводятся для того, чтобы разгрузить от динамической нагрузки существующие автотрассы). Но я предвижу ряд существенных сложностей в плане практической реализации «бетонной технологии» в дорожном строительстве.
Первая: собственно стоимость – строительство бетонной дороги дороже асфальтовой.
Вторая трудность – высочайший (даже по зарубежным меркам) уровень технологичности. В Штатах для отвода воды на поверхности строящейся бетонной дороги создаются микроскопические лотки. А сам бетон – для того чтобы он не терял в качестве – охлаждают азотом до 24 градусов. В таком состоянии он может пребывать в бетоносмесителе не более часа – транспортное плечо на доставку материала к месту строительства закладывается соответственное. Смогут ли провайдеры этой технологии обеспечить столь высокие стандарты в России? Пока вопрос.
О том, насколько эта технология сложна в применении, я могу судить опять же по зарубежному опыту. В США всего 5% дорог – бетонные.
Образно говоря, я бы сравнил альтернативу асфальт/бетон с выбором человечества между постоянным током и переменным. В «Войне токов» в свое время победил, как известно, Никола Тесла. Несмотря на то, что КПД машин Эдисона, работавших на постоянном токе, был выше. Тем не менее вся приборная база сегодня ориентирована именно на переменный ток.
Однако я допускаю, что есть – в том числе и на подведомственной нашему департаменту территории – участки, где строительство бетонных дорог может быть оправданно. Я имею в виду автомагистрали с серьезными динамическими нагрузками. В России, кстати говоря, уже используется бетон – в строительстве участка трассы Москва – Волгоград.
Так или иначе, я готов продолжить диалог.

Что делать, если вы повредили автомобиль, попав в яму на дороге

Сергей Плещев,
командир 6-го батальона 2-го полка ДПС «Южный» ГИБДД ГУ МВД России по Московской области:
– Откровенно говоря, у меня нет никакой статистики на тему бетонных дорог. Потому что самих дорог нет. Но я готов изучить тему, если появится прецедент.
Со своей стороны рекомендую инициаторам идеи при тестировании бетонной дороги на предмет снижения рисков ДТП за счет более короткого тормозного пути обеспечить должную чистоту эксперимента. Для этого – изменить только один фактор: собственно материал дорожного полотна. Все остальное – коэффициент освещенности; количество полос движения, дорожных знаков, искусственных неровностей; интенсивность трафика и прочее – должно остаться неизменным. Иначе доводы инноваторов для нашего ведомства будут неубедительными.
Если же бетонные дороги действительно позволят хотя бы частично снизить количество ДТП или смягчить их последствия – я обеими руками за.

бетонные дороги

упс

В России нет опыта строительства технологичных бетонных дорог. Экспертных исследований затрат никто не делал, смет не составлял. Кроме того, нет единых государственных стандартов строительства. Сегодня в России действуют строительные нормы и правила (редакция от 1985 г.), в которых есть морально устаревшая секция, посвященная бетонному строительству.

вау

Цементы LafargeHolcim применяются для строительства бетонного покрытия взлетно-посадочных полос (технология идентична технологии строительства автомобильных бетонных дорог) гражданских аэропортов и военных аэродромов (аэропорты Саратов–Центральный, Шереметьево, Домодедово, аэродром для бомбардировщиков в г. Энгельсе Саратовской области, аэродром для истребителей МиГ в подмосковных Луховицах). Для реализации инфраструктурных проектов в авиасекторе компания LafargeHolcim увеличила долю производства портланд-цемента марки ПЦ 500-Д0-Н, перенастроив часть производственной линии Щуровского цементного завода.
В сентябре 2016 г. компания объявила о тестировании нового решения для строительства бетонных дорог – уплотненного катком бетона (УКП). В планах компании – расширение технологической линейки и выработка комплексных решений для развития практики строительства бетонных дорог.

В Подмосковье создали единую почту для «дорожных» жалоб

в итоге

Максим Гончаров, коммерческий директор LafargeHolcim (Россия):
– С учетом сегодняшней экономической ситуации цементобетонные дороги – своевременное и оптимальное решение, максимально отвечающее актуальным потребностям дорожного строительства в России. Строительство бетонных дорог и экономически обосновано, и отвечает поставленным президентом задачам. Цементобетонные дороги способны внести серьезный вклад в развитие дорожно-строительной и цементной отраслей. Они загрузят работой цементные производства, придадут импульс совершенствованию нормативной базы.
Со своей стороны мы инициируем процесс обсуждения новых строительных стандартов, аккумулируем теоретическую информацию и успешный практический опыт строительства бетонных дорог наших коллег из зарубежных представительств компании LafargeHolcim, реализуем пилотный проект в Калужской области.
Я обращаюсь ко всем заинтересованным сторонам – органам государственной власти, министерствам транспорта, потенциальным инвесторам и заказчикам: давайте приложим совместные усилия для качественного решения проблемы российского бездорожья при оптимальном расходовании бюджетных средств и использовании внутреннего сырьевого потенциала.

Редакция "Эспрессо" готова содействовать максимально эффективным коммуникациям между всеми заинтересованными сторонами.

Фото из архива LafargeHolcim

 


Теги: дороги технологии экономика
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться